Far far away

Cупружеские отношения имеют ценность и для мужа и жены, и для подрастающих детей. Если нерешенные проблемы между родителями существенны, дети часто отражают их в своем поведении, становятся так называемыми «носителями симптома».

Behind the word mountains

Чтобы развод родителей не стал для ребенка травматичным опытом с негативными последствиями и психологической травмой с негативным влиянием на его психику, ребенку нужно помочь пережить этот период и адаптироваться к новой социальной ситуаций.

Far from the countries Vokalia

Мало какой возраст может быть столь же несносным, как подростковый. И хотя детские кризисы (тот же кризис трех лет) способны вытрясти всю душу из родителей, подростковый кризис – особый случай. Уже потому, что ребенок повзрослел и во многих областях жизни располагает недетскими возможностями.

There live the blind texts

Дети сталкиваются с проблемами при овладении различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и упорядочиванием (анализа) информации. Если вы отмечаете такие проявления у своего ребёнка, обратитесь за консультацией к специалистам центра «Август».

Дети с аутизмом

Дети с аутизмом

Они являют собой «отстраненный разум», но в то же самое время, они – дети.

П.Сатмари

Специалисты сравнивают аутизм с чумой ХХI века, а родители с тревогой рассматривают любые признаки неконтактности и странноватые увлечения своего ребенка как симптомы этого серьезного заболевания. Спектр аутистических расстройств очень широк, а понятие используется еще шире. Это сбивает с толку.

Что мы называем детским аутизмом?

Аутизм – не болезнь, которую можно вылечить, как насморк. Это системное расстройство развития, главной особенностью которого являются глубокие нарушения эмоционального контакта с окружающими. Эмоциональное взаимодействие с близкими людьми с раннего возраста организует развитие нашей психики. Благодаря ему, мы учимся регулировать напряжение, тонус, неудовольствие, более сложные аффекты, осознаем себя, осваиваем окружение, учимся понимать других людей, выстраиваем ориентиры, необходимые для адаптации и продуктивной интеллектуальной деятельности. Дети с аутизмом с самых ранних лет обнаруживают трудности аффективного контакта, что изменяет дальнейшее развитие их личности в целом. Страдают познавательные процессы, речь и моторика. При этом речь идет не просто о задержке, а об особом рассогласованном варианте, когда в одних областях внешние достижения ребенка могут быть высокими, а в других — крайне низкими.

«Аутизм» — это не просто снижение интереса к общению с окружающими и самодостаточность. Ребенок игнорирует любые контакты, ведет себя отстраненно. С первых месяцев жизни практически не реагирует на лицо матери, не улыбается, не узнает, не выражает потребности в присутствии родителей. Или, напротив, физически «приклеивается» к ним, но диалогичность в общении отсутствует.

В дальнейшем, не складываются базовые координации контакта: используется рука взрослого, без обращения к нему или есть вокальный сигнал, но ни к кому не адресованный, без попыток привлечь внимание другого человека взглядом или жестом. Ребенок пассивен, безразличен к общению, не делает попыток поделиться чем-то интересным или беспокоящим. Как следствие, такие дети испытывают затруднения в понимании эмоциональных сигналов от окружающих людей и принятых в обществе правил, договоренностей, подтекстов. Дефицит во взаимодействии не позволяет развиваться саморегуляции и на других уровнях:

  • Страдает тонус, что затрудняет развитие моторики, главным образом мелкой. Дети быстро истощаются и пресыщаются, внимание крайне избирательно и неустойчиво. Чувствительность к внутренним сигналам дискомфорта и внешним раздражителям изменена. Отдельные раздражители, например, бытовые шумы, запахи, вкусы, провоцируют избыточные реакции, другие же – игнорируются.
  • Поведение отличает стереотипность, жесткость фиксации на отдельных качествах, характеристиках. Дети склонны к однообразному повторению одних и тех же действий, впечатлений (например, беспрерывное вращение колеса определенной машинки). Привязываются к привычной обстановке, окружению, маршрутам прогулок, одежде.
  • Новое вызывает страх, любой барьер – либо пресыщение, либо резкое отторжение, протест. Новые люди, в том числе сверстники, игнорируются. В условиях детской группы дети с аутизмом обычно держатся обособлено, безразлично к состояниям окружающих. Отсутствие интереса, стремления к подражанию другим и конкуренции в дальнейшем осложняет воспитание и обучение. Не хватает также базовых основ развития понятной окружающим речи и других символических способов выражения своего опыта. Так, игры, фантазии и изображаемые образы, обычно эмоционально бедны, стереотипны. Своеобразно и узконаправленно развивается мышление и интеллектуальные интересы.

Степень выраженности данных особенностей сильно отличается у разных детей, но механизмы и тип нарушений остаются общими. Именно они дают основание для диагностических выводов специалистов.

Отдельные симптомы и признаки могут наблюдаться у детей с другими психическими нарушениями, а в легкой степени – и у условно здоровых людей. Поэтому строить догадки на основании внешнего сходства не продуктивно. От точности диагностики полностью зависит характер помощи и прогноз развития ребенка. Поэтому так важно как можно раньше обратиться за помощью к специалистам с опытом работы с такими детьми, в первую очередь – психоневрологу и клиническому психологу.

Специалисты центра детской психологии Август занимаются диагностикой и лечением детей с аутизмом. Педагоги и психологи центра проводят индивидуальные занятия с детьми, страдающими такими системными расстройствами развития. В случае необходимости предоставляются подробные рекомендации по обращению к коллегам смежных специальностей.