Far far away

Cупружеские отношения имеют ценность и для мужа и жены, и для подрастающих детей. Если нерешенные проблемы между родителями существенны, дети часто отражают их в своем поведении, становятся так называемыми «носителями симптома».

Behind the word mountains

Чтобы развод родителей не стал для ребенка травматичным опытом с негативными последствиями и психологической травмой с негативным влиянием на его психику, ребенку нужно помочь пережить этот период и адаптироваться к новой социальной ситуаций.

Far from the countries Vokalia

Мало какой возраст может быть столь же несносным, как подростковый. И хотя детские кризисы (тот же кризис трех лет) способны вытрясти всю душу из родителей, подростковый кризис – особый случай. Уже потому, что ребенок повзрослел и во многих областях жизни располагает недетскими возможностями.

There live the blind texts

Дети сталкиваются с проблемами при овладении различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и упорядочиванием (анализа) информации. Если вы отмечаете такие проявления у своего ребёнка, обратитесь за консультацией к специалистам центра «Август».

Аутистические расстройства и социализация в школе


Аутистические расстройства и социализация в школе

Социальное взаимодействие – основная проблема семьи с аутичным ребенком. Он избегает контактов, не может поддерживать диалог, быстро пресыщаем, с трудом адаптируется к новому, застревает на собственных интересах и отвергает требования. Его тяжело понять, но все же по косвенным признакам ясно, что окружающий мир имеет огромное значение для него.

К школьному возрасту такого ребенка в семье обычно уже произошла взаимная адаптация. Однако с посещением детских учреждений остаются проблемы. И если избегающее поведение на детской площадке еще можно пережить, то в школьном классе уже явно окажется неприемлемым.

Возникает масса вопросов. Как же его интегрировать в общество? Куда можно с ним пойти? В какой школе учиться? Как ему самостоятельно освоиться в обществе других людей, сверстников? Не проще ли воспитывать и обучать его дома?

Ключевые моменты для начала:

  1. При грамотном подходе социализация и обучение в специальном центре или школе даст новые возможности в развитии ребенка. Чрезмерные ожидания от него, и наоборот – чрезмерная опека в домашних условиях укрепляют избегающую, аутистическую позицию.
  2. Нам хочется, чтобы у ребенка было «как у всех». Но нужно быть готовым к особенным школам и особым условиям. Детям с аутистическими расстройствами особенно важен позитивный и щадящий опыт начала социализации.
  3. Качество социализации – это эмоциональное благополучие в новой среде, а не формальные достижения и оценки. В отдельных областях аутичные дети показывают впечатляющие результаты, а взаимодействие с реальным окружением остается чисто формальным. Удерживая ребенка в условиях, где он не живет, а терпит происходящее, мы усиливаем его аутизм.
  4. Выбор условий социализации зависит от эмоционально-личностной зрелости ребенка, а не его когнитивных способностей. В случае аутистических расстройств показатели развития в этих сферах сильно расходятся. Появляется надежда, что ребенка с высоким интеллектом можно «научить» лучше регулировать свое поведение, учитывать социальные нормы и общаться с окружающими. Опыт показывает, что этих «костылей» хватает ненадолго, и на первый план выходят эмоциональные проблемы, не решенные еще в раннем возрасте.
  5. Особые интересы и увлечения – не препятствие, а необходимый ресурс. Аутичные дети не будут бороться за оценки и одобрение, но возможность развивать свои интересы поможет им войти в общество.

Типичные варианты социализации и направления помощи детям с аутизмом

Аутистические расстройства представляют крайне неоднородную группу, но есть общие особенности, типичные варианты социализации и направления помощи в этом процессе.

  1. Самые тяжелые случаи: ребенок фиксируется на отдельных сенсорных признаках, поведение полевое, преобладают аутостимуляции, стереотипные манипуляции, контакты избегаются, речь на уровне отдельных вокализаций.В эмоционально-личностном развитии такому ребенку не удается достичь первичного ощущения целостности своего «Я», отдельного от окружения. Поэтому трудно ожидать от него полноценного контакта, целенаправленного освоения навыков и знаний. Тем не менее, постоянная адекватная помощь, развивающие занятия и опыт корректной социализации могут принести ему большую пользу. Социализация в данном случае обычно проходит в условиях специализированных коррекционных центров и интернатах.

    Основной решаемой задачей является освоения простых рутинных занятий и бытовых навыков. Изначально новая среда может провоцировать усиление аффективного напряжения, моторных разрядок. Однако по мере освоения, структура организации активности в учреждении, структура самих занятий дают ребенку чувство ритма и упорядоченности происходящего. И это как раз то, что помогает ему справиться с хаотическим потоком внутренних и внешних стимулов. Поведение становится более упорядоченным и предсказуемым. Индивидуальные занятия со специалистами и малые коммуникативные группы позволяют освоить простые стереотипы взаимодействия со средой и другими людьми. Дети начинают проявлять больший интерес к взаимодействию и выделять значимых других. Благодаря этому учатся выражать свои желания пусть жестами, вокализациями или с помощью карточек, но более направлено и понятно.

  2. Следующий этап: ребенок четче выделяет близких и себя, у него есть круг любимых стереотипных занятий, избирательные интересы в отдельных областях. Использует речь и образы в коммуникации, но эмоциональное взаимодействие отсутствует. Он очень сильно привязан к семье и всему знакомому, новое же вызывает сильный страх и сопротивление. Такому ребенку больше подходят «щадящие» условия коррекционных школ со сниженной нагрузкой и малой наполняемостью, стабильным и стереотипным укладом.Со временем распорядок и организация уроков осваиваются как новый успокаивающий стереотип, и ребенок становится более доступным. Эмоциональная зависимость и незрелость ограничивают возможности свободного общения в группе и гибкого освоения знаний. Эти проблемы решает психологическое сопровождение ребенка и его семьи.
  3. Третий вариант «пограничные» случаи аутистических расстройств. Ребенок уже более самостоятелен и наделен высокими интеллектуальными способностями, он активнее осваивает и организует разнообразные виды деятельности и общается в среде сверстников и взрослых. В обществе его основные конфликты связаны с границами дозволенного, требованиями и ограничениями. Он фиксирован на своих увлечениях и планах, контролирует и подчиняет себе окружающих без учета их чувств и желаний.Такие дети нередко попадают в массовую школу. Здесь общие правила и регулярные занятия становятся постоянным раздражающим фактором. Резкие вспышки негативизма и агрессии чередуются с уходами в болезнь и другими вариантами избегания. Без специальной помощи педагогов и психологов редко удается преодолеть дезадаптацию, при том, что обучение само по себе не представляет никаких видимых трудностей. «Терапевтичной» будет школьная среда с принимающей обстановкой и ясными, четкими требованиями. Работа с агрессией, развитие понимания себя и других в социальном взаимодействии — задачи индивидуальной и групповой работы с психологом.

Индивидуальные случаи всегда сложнее и разнообразнее. Команда специалистов центра Август поможет составить общую картину развития ребенка, продумать «маршрут» социализации ребенка и конкретные пути помощи. В центре есть возможность посещать индивидуальные занятия педагогов и психологов с большим опытом работы с аутистическими расстройствами. В случае необходимости предоставляются подробные рекомендации по обращению к коллегам смежных специальностей.