Far far away

Cупружеские отношения имеют ценность и для мужа и жены, и для подрастающих детей. Если нерешенные проблемы между родителями существенны, дети часто отражают их в своем поведении, становятся так называемыми «носителями симптома».

Behind the word mountains

Чтобы развод родителей не стал для ребенка травматичным опытом с негативными последствиями и психологической травмой с негативным влиянием на его психику, ребенку нужно помочь пережить этот период и адаптироваться к новой социальной ситуаций.

Far from the countries Vokalia

Мало какой возраст может быть столь же несносным, как подростковый. И хотя детские кризисы (тот же кризис трех лет) способны вытрясти всю душу из родителей, подростковый кризис – особый случай. Уже потому, что ребенок повзрослел и во многих областях жизни располагает недетскими возможностями.

There live the blind texts

Дети сталкиваются с проблемами при овладении различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и упорядочиванием (анализа) информации. Если вы отмечаете такие проявления у своего ребёнка, обратитесь за консультацией к специалистам центра «Август».

Воля и ее развитие

Воля и ее развитиеПонятие «воли» и «волевого усилия» свободно используется в современной речи, не требуя дополнительных уточнений. И это несмотря на то, что понимание «воли» у разных людей разительно отличается. Некоторые вовсе не знают, что подразумевается под этим словом. Я опишу свое понимание данного вопроса.

Проявлять волю или «свободу воли» значит иметь некий выбор, а также возможность этому выбору следовать, выполняя те или иные действия. Таким образом саму волю можно представить как некую способность, силу, которую имеет человек, дабы проявлять свою индивидуальность. Большинством предполагается, что каждый из ныне живущих изначально имеет свободу воли, следовательно стремиться к ней не имеет смысла. Исключение составляют лишь люди слабые по «натуре», «безвольные». Они то и интересуются, как эту «волю» можно развить.

На самом деле легко доказать (самому себе) — человек специально неподготовленный никакой волей не обладает. Стоит вам понаблюдать за собой в течение нескольких дней и вы обнаружите, что все происходит как бы само собой, без какого-либо сознательного выбора. Вы не выбираете с каким настроением проснуться, как реагировать на те или иные события, о чем думать, какие движения выполнять. Очень часто вы не выбираете: куда идти, чем заниматься, с кем общаться, во что верить. Все происходит само собой. Человек может объяснить подобные наблюдения таким образом: я делаю, что должен; я вынужден делать то-то и то-то; я не могу (по различным причинам) делать нечто другое.

Можно привести множество примеров, где якобы существует выбор и проявление свободной воли и увидеть, что это совсем не так. Предположим, человек поступает в институт. Из каких побуждений он делает выбор. Как правило, из советов родителей или знакомых; из того, что в данный момент считается популярным; из того, что принесет больше денег в будущем или попросту идет туда, куда может поступить. Крайне редко он выбирает место учебы из личных талантов и предпочтений, которые формировались на основе его психо-физических качеств и способствовали бы его максимальной реализации в будущем. Место работы выбирается схожим образом. Не потому ли сейчас многие недовольны своей работой и вынуждены ходить на нее только ради заработка и выживания?

Но если отбросить важные решения и рассмотреть нечто попроще, где свобода воли тоже должна бы проявиться. Мы обнаружим, что и здесь этого не происходит. Человек даже не выбирает, что делать в свободное время. Зачастую «выбор» диктуется привычкой, которая сформировалась по той или иной случайности. Некоторые после работы, не имея реального желания на то: едят и смотрят телевизор, ищут развлечение в интернете, другие читают или идут на прогулку и т. п. В мыслях или теле вспыхивает некий импульс, а через некоторое время человек может обнаружить себя за каким-то занятием, которое не доставляет ему особого удовольствия и не приносит почти ничего полезного — напротив, часто является источником дополнительной усталости и умственной перегрузки.

Человек, в большинстве случаев, не сознавая того, на протяжении всей своей жизни управляется только двумя факторами. Стремлением к удовольствию (удовлетворение потребностей также вознаграждается удовольствием) и избеганием боли (как физической, к которой иногда можно отнести излишнее напряжение и усталость; так и психической, проявление которой настолько обширны, что освещением этого вопроса можно заняться в отдельной статье). В результате те явления и события (люди, объекты и другое), которые в прошлом были источником удовольствия или боли формируют некоторые ассоциативные связи. Эти связи активизируются при встрече с похожими событиями или с отдельными факторами, которые при этих событиях имели место. Активизируются и провоцируют поведение (зачастую ошибочное) в надежде получить удовольствие или избежать боли.

В этот момент человек действует автоматически. От силы ожидаемой боли (или удовольствия) зависят количество энергии и усилий, которые будут направлены на достижение желаемого состояния. Но во многих случаях предчувствие обманчиво. Там где ожидается боль (или удовольствие) ее не возникает, или ощущения намного слабее ожидаемых. Эти два разнополярных состояния — боль и удовольствие являются истинными движущими факторами в жизни человека (как и в жизни животного). Соответственно никакой свободной воли здесь не возникает. Все происходящее с таким человеком подчиняется сугубо случайным явлениям.

Но что значит иметь «волю» и как она проявляет себя в жизни? Первое, что возникает у имеющего волю — некое чувство цели, «правильности действий» для самого себя. Чувство верного направления (субъективной истины), которое ведет к наиболее полной реализации своих способностей как человеческого существа. Такая воля основывается ни на сиюминутных удовольствиях и не на страхе боли, а на глубокой индивидуальности. Основывается на знании, понимании и восприятии самого себя. Если человек не может ощутить себя и вообще не понимает кто он есть, никакой воли возникнуть не может. Ведь само понятие свободы выбора подразумевает, что есть некто, кто этот выбор делает. Современный же человек с его хаотическим мышлением и противоречивыми желаниями, не ощущает себя, не понимает что действительно его, а что случайно скопировано у других (это касается желаний, целей, идей, принципов, манер поведения, особенностей речи и другого). Он направляется лишь «внешними факторами» (любой «внешний» фактор воспринимается и интерпретируется телом, поэтому чисто «внешнего», как и «внутреннего» по сути не существует) и инстинктами удовольствия и боли.

Воля есть сила для сознательного действия из целого, а не из отдельных частей, которые зачастую противоречат друг другу. Ум хочет одного, тело — другого, эмоции — третьего. Воля есть сформированный, объединенный сознательный поток мысли, чувства и ощущения, ведущий человека к реализации его творческого потенциала (который может проявляться совершенно различным образом). Это действие кардинально отличается от автоматических побуждений доминирующих в неподготовленном. Как было сказано выше человек действует автоматически из желания получить удовольствие или избежать боли.

Многое он делает просто по привычке, стремясь к тому, что когда-то раньше доставляло удовольствие или избегая прошлых источников боли. Не сознавая, что зачастую он не испытывает того, чего ожидает от своих действий. Волевое усилие всегда направлено против автоматизма, ведь по сути оно может происходить только сознательно — то есть в момент, когда человек осознает себя, свои истинные потребности, чувствует — ощущает себя. Это чувство осознания самого себя я ранее именовал «присутствием». Только человек «присутствующий» (воспринимающий себя в данный момент) может обладать выбором и волей, иначе он теряет «правильное» направление и подчиняется случайным факторам.

Из всего вышеописанного следует — воля может развиваться только на основе самоосознания — чувствования и понимания самого себя в процессе повседневной деятельности. Чем более полно, в разных аспектах — таких как мысли, эмоции и ощущения — человек обращает внимание на себя — на того, кто переживает данные впечатления — тем, большей волей он обладает. Человек действующий против некоторых привычек и автоматизма (не заменяя их другими привычками, а стараясь постоянно оставаться сознательным — сознающим себя) развивает волю или по крайней мере готовит почву для ее формирования.

Евгений Трубицин
de-trening.ru