История выяснения личности Аллал-Минга на материале ранних записей Е.И.Рерих
На данную тему в сети велось и ведется немало дискуссий, в основном в теософских кругах. Данная статья не претендует на всеохватность материала, но предлагает свой взгляд на данную проблему почти исключительно на основе записей спиритических сеансов самой Е.Рерих, причем самых ранних: 1920 – 1921 годов. Приведены практически все места, где говорится об Аллал-Минге — как им самим, так и других духов. Оставлены без внимания вопросы общественной и культурной деятельности Рерихов, их семейных отношений, видений и психических феноменов Елены Рерих, взаимоотношения сотрудников и др. аспекты, не касающиеся темы.
Лондон – Нью-Йорк. Характер общения
После прибытия в Лондон летом 1919 г. Рерихи изучают популярную теософскую литературу и возобновляют спиритические сеансы на своей квартире на Квинс Гейт Террас. Вот как впоследствии описывал свое участие в таком сеансе А.В.Шибаев:
«Вечером 2-го июня 1920 года я был приглашен к художнику академику Н.К.Рериху и как обычно сидел с его сыном в комнате последнего, разговаривая о разных научных темах.
Я не знал, что рядом Николай Константинович и его супруга вместе с младшим сыном занимались спиритическими опытами. Не знал я и того, что они просили своих руководителей позволить мне вступить в кружок. Но, заручившись положительным ответом, меня попросили войти и сесть за столик.
В комнате был полный свет, и я ясно видел, что всякая возможность обмана была исключена. Столик нервно вздрагивал и подскакивал, и когда его спросили, кто это (был условлен стук: раз – да, два раза – нет, три раза – усиленное да!), Учителя ли? – то столик подскочил и ударил один раз.
Потом было последовательное сообщение букв. А именно, один из присутствующих называл в беспрерывном порядке алфавит, и когда произносилась нужная буква, то следовал стук. Так было собрано несколько фраз…»
«Потом пошли пить чай. Стол там был дубовый, такой громадный, что я не мог сдвинуть его с места. С большим усилием я мог лишь приподнять его за край. После чая мы все слегка положили руки на него, под скатерть, и он весь запрыгал и задвигался, как будто бумажный. Попросили стучать. Спустя три минуты с моего края под столом послышались ясные стуки. Потом мы попросили стучать в такт марша. И действительно, последовал марш». [1]
В марте 1920 г. произошло событие, которое рериховцы называют «Встречей Рерихов с Махатмами», а на деле – видение Еленой двух высоких незнакомцев в военной форме в толпе Гайд Парка, которые, как она потом решила, были Махатмати, по аналогии с известной лондонской встречей Е.Блаватской с Махатмами. И 24 марта впервые появляется первое сообщение от духа, назвавшегося Аллал-Минг Шри Ишвара.
6 июля 1920 года Рерихи становятся членами Лондонской секции Теософского общества и через Шибаева поддерживают контакты с известными теософами — Безант, Джинараджадасой, Уивером.
3 октября 1920 г. Рерихи прибывают в Нью Йорк, где знакомятся с новыми сотрудниками, которые приглашаются на сеансы. Аллал Минг называется «руководителем» и обозначает начало сеанса тремя ударами ножки стола. Сеансы посещают и другие духи. Всего, по записям Е.И., мы можем насчитать 26 разных имен, под которыми духи обозначали свое присутствие.
Вот писок имен сущностей, отметившихся в записях сеансов Рерихов в хронологической последовательности их появления:
1920 (март – август) Лондон: Аллал Минг Шри Ишвара, Св. Сергий, Св. Франциск, Харочай, Св.Рамакришна, Св. Василий Блаженный, Увучая.
1921. Нью-Йорк: Учитель Кут Хуми, Скрябин, Дев Онеушария, Раввин Моисей (13 в.), Лоря (брат Е.И., умерший в 1883г.), Раймонд, князь Путятин, Соня (певица София Потоцкая, живая), Шурочка (умершая племянница Г.В.Дерюжинского), отец Г.В.Дерюжинского, отец Елены Рерих, Фома Кемпийский, Щагий, Кольмар, Митрополит Амвросий, Локо Мудрый, Поуграрий Щемровр, Вагнер, Расинэ.
Среди записей в документах, хранящихся в Амхерстском колледже (штат Массачусетс), оставшихся после Луиса Хорша, маклера, финансировавшего мероприятия Рерихов вплоть до 1934 г., когда он порвал с ними, можно прочитать: «Послания приходили во время сеансов с помощью выстукивания букв алфавита. Я присутствовал на сеансах, во время которых происходили физические явления, когда тяжелый стол летал по воздуху (высоко над полом)».
Там же в Амхерсте, в маленьком, типично американском семейном доме, принадлежащем Ориоле Фешбах, теперь восьмидесятилетней дочери Хорш, стоит массивный стол из красного дерева, который едва можно приподнять. За ним в начале 20-х гг. Луис работал со своей корреспонденцией. Когда Ориола – уже после Второй мировой войны – однажды спросила отца, как это он мог так уверовать в Рерихов, бывший маклер показал на этот стол и сказал, что собственными глазами видел, как тот летал по воздуху. После этого он и перестал сомневаться. [2]
Рерихи летом 1923 г. Слева направо: Е.И.Рерих, Н.Хорш, Н.К.Рерих, Ю.Н.Рерих.
Одно из очень немногочисленных фото Рерихов начала 1920-х годов.
Духи стучат на Аллал-Минга
Аллал Минг, как постоянный участник сеансов, уже долгое время сообщавшийся с Рерихами, возбуждал немалый интерес к своей личности. В марте 1921 г. были предприняты первые попытки выяснить этот вопрос. Вначале решили опросить других духов.
Первым об Аллал-Минге спросили дух князя Путятина 3 марта 1921 г.:
— Кто Аллал-Минг?
— Он духов третьего плана Водитель. Сами поймите! [3]
Последние слова «Сами поймите», как и сам стиль фразы, были очень типичны для сообщений самого Аллал Минга.
Затем, вечером 6-го марта, была опрошен дух Шурочки.
На вопрос, где находится Аллал-Минг, ответ Шурочки:
— На диване, и Шурочка рядом.
На просьбу, чтобы Шурочка дала описание Аллал-Минга, последовало:
— Лицо длинное, длинные волосы, рост высокий, черные волосы, борода двойная.
— Строгое или доброе лицо?
— Строгое.
— Во что одет Аллал-Минг?
— Шарф на туловище, завитые волосы, я волосы туго переплетаю Аллал-Мингу. Нос длинный, длинное домино одето. На портрет не похож (нарисованный на сеансе в Лондоне).
Ряд незначительных вопросов Шурочке, затем просьба описать, как она одета.
— Мне дали свое платье, белое с чулками до колен, белые чулочки, туфли кожаные, белые локоны до плеч. Домой идем с дедушкой.
— Где их дом?
— В Докиуде.
— Какой вид у Аллал-Минга?
— Молодой. Мне дали домик и редкое дерево.
— Зачем ей домик и дерево?
— Для новых нужных уроков, живет с детьми (18 человек). Дедя тоже живет в домике и учится.
— Где живет Аллал-Минг?
— В Докиуде — дом. Живут втроем: Аллал-Минг, Щог-Дир, Рамзес.
Данный диалог создает полное впечатление, что все вышеперечисленные духи – одна команда из некоего места тонкого мира под названием Докиуд.
19 марта состоялся сеанс, на котором пристствовали все духи-руководители во главе с Аллал-Мингом. Хотя личность его до сих пор не прояснена, но у Е.И, как она пишет, исчезли все сомнения:
«Прочитали все записи наших сеансов. И вижу, что мы совершенно слепые, вкладываем в сказанное руководителями свое объяснение, и только теперь многое стало совершенно ясно. Логичность, последовательность доказательств изумительны. Все сомнения об Аллал Минге у меня исчезли!» (письмо Ю.Рериху 20 марта 1921 г.)
А после 13 апреля, когда в вагоне на пути в Чикаго Н.К.Рерих записал автоматическим письмом поэму «Ловцу, входящему в лес», сомнения в духе-руководителе исчезли и у него.
Аллал-Минг – муж Елены
После небольшого перерыва, с 8 мая начался период монопольного общения с Аллал Мингом. Остальные духи практически не появляются. Теперь вопросы адресуются непосредственно ему.
9 мая Елена задает вопрос, связан ли Аллал-Минг с нею кармой и кем Он был по отношению к ней? Ответ:
– Да – мужем. Морымуокуллуов – Мексика. Курновуу – царь Мексики. Я – победитель Осуу. Ябучтуу – твое имя – царица Мексики.
10 мая: — Был близок тебе, будучи Аллал-Мингом.
17 мая: — Я муж твой, чистый дух, любя тебя, луч Я послал сюда. У Руля суровый Аллал-Минг.
30 мая: — У руля суровый Аллал-Минг. У руля чистый дух – муж твой.
5 июня. — Рерих, прими советы от жены Моей!
6 июня. — У моей жены чище те явления.
7 июня. — Люблю тебя, Мою жену, — дар принесла мужу.
12 июня. — Урусвати – Мужу-Учителю ученицей стала ты… Моя жена Урусвати, несчастье твое – нрав твой.
В дальнейшем, называя свои и Е.И. перевоплощения, причем даже откровенно мифические вроде Ситы и Рамы, Минг не раз соединял себя и Елену брачными и близкими отношениями, вплоть до более позднего (1934 г.) заявления: «Конечно, родная Свати, ты пришла со мною с Венеры».
Аллал-Минг становится Морией
Но, похоже, Е.И. не вполне удовлетворяется данной информацией.
20 мая следует прямой вопрос:
— Кто Аллал-Минг? – и собеседник уходит от ответа:
— Сумей найти меня сердцем.
29 мая. Вопрос Елены Рерих после свидания с теософкой миссис Бейли: — Кто Аллал-Минг – М.М. или Махатма К.Х.? – следует уклончивый ответ:
— Умей сама, считаю, знать сердцем.
На замечание Елены Рерих, что ей кажется, что Аллал-Минг – М.М. – опять уклончивый, странный и темный ответ:
— Сердце подскажет. Любовь мою уявлю Я. Счастлив тобою Рерих. Сердце укажет на любимого мужа.
Полное впечатление, что дух сопротивляется навязываемым ему ассоциациям с теософскими махатмами и предпочитает, чтобы его считали просто мужем Елены: в следующие 8 дней он четырежды назовет Елену своей женой (см. выше).
И только 20 июня Аллал-Минг, наконец, соглашается с тем, что он — Мория.
22 июня. — Я, Мория, муж твой.
Правда, через неделю последовало неожиданное:
29 июня. Я – духов Учитель. Я – повелитель стихий. Я – удящий. Я – не Мория.
Но отмазка не была принята, и новоявленный Мория стал постепенно осваивать теософский дискурс.
Это давалось ему с видимым трудом (да так и не удалось в достаточной мере): до этого времени и в течение следующих двух месяцев ничто в диктовках не указывало на теософскую тематику, кроме указаний о прошлых воплощениях Рерихов. Лексика была почти исключительно христианская. О Блаватской вообще не было сказано ни слова вплоть до 19 августа. Только 4 сентября впервые дается указание читать «Тайную Доктрину». Но в дальнейшем ситуация исправляется, и Мория стал даже нашептывать своей ученице фразы на английском языке, о чем свидетельствует данный диалог от 9 февраля 1922 г.:
— Почему М. говорит с Еленой Рерих на английском языке?
— Путь на английском языке до меня.
На замечание Елены Рерих, что ей приятнее слышать на русском:
— Но лучше указать на соответственном языке.
— Неужели и в Индии Они с ней будут говорить по-английски?
— Не заботься, будет все Нами предусмотрено.
Аллал Минг – тохар из Дуньхуана?
Вопросы тем временем продолжались. Елене, естественно, хотелось узнать больше о прошлом своего Учителя.
10 августа, вечер. — Кем был Аллал-Минг?
– Духовным вождем Памира.
На вопрос Елены, когда он жил, она услышала в ответ, что Минг был тохаром в III-м столетии до Р.Х. и обитал в городе-оазисе Дуньхуань в китайском Туркестане.
Однако после экспедиций сэра Ауреля Стайна любой читавший газеты обыватель начала 20-го века знал, что Дуньхуань в те времена, т.е. в III-м веке до Р.Х., еще не существовал, и, более того, тохары появились в тех местах много позже. И даже если это не было известно всем и каждому, то уж Юрий об этом был осведомлен как нельзя лучше. Студент-лингвист был прекрасно знаком с сочинениями француза Поля Пеллио, выдающегося языковеда XX в., расшифровавшего памятники письменности тохаров. Поэтому не удивительно, что он засомневался.
30 августа 1921 г. Минг возражает:
— Ручной ворчун (Ю.Рерих) не знает новой теории о тохарах. Души умерших тохаров очень дружно говорят о готском происхождении. .. Может лучше знать, чем Пеллио, о счастливых обитателях Дуньхуана.
(Данный пассаж, кстати, отлично иллюстрирует неосведомленность Минга о теософских трудах Блаватской, постулирующих, что души умерших 2 тыс. лет назад не могут ничего «дружно говорить», так как давно разложились на составляющие в кама-рупической и манасической сферах, и выдает его как типичного адепта спиритизма).
Очевидно, это заявление Юрия не убедило, ибо несколько дней спустя, 4 сентября, Минг сетовал:
— Учитель считает Ручного ворчуна объятым мраком сословных предрассудков.
Но Юрий не сдавался – этого не допускала честь ученого, и Минг обиделся на него:
7 октября. Ручной ворчун, Ручной ворчун, Ручной ворчун! Он – неблагодарный.
Много позже, в 50-е годы, Юрий после длительных размышлений пришел к выводу, что Аллал Минг жил, вероятно, в VII в. н.э., и первое высказывание Мории было «ошибкой при передаче информации» [4]
Здесь необходимо признать, что кое-в чем Минг был таки прав. Современная наука ассоциирует истинных тохаров с народностью юэчжи, которые как раз в VII – III веках до н.э. кочевали на территории Восточного Туркестана, в районе современной китайской провинции Ганьсу. А вот дальше начинаются нестыковки, и прежде всего насчет города-оазиса Дуньхуань, в котором якобы жил Минг. Не было его в III-м веке до Р.Х. И когда в конце II в. до Р.Х. китайцы вытеснили с этой территории кочевников хунну и заложили свой западный форпост Дуньхуань, юэчжей-тохаров там давно не было. В Дуньхуане жили китайцы. И самое главное – Дуньхуань находился в полутора тысячах милях восточнее Памира, где Минг был, по его словам, духовным вождем.
Эпилог
«Ни южные, ни северные буддисты, будь то на Цейлоне, в Тибете, Японии или Китае, не признают западных идей о возможностях и свойствах «лишенных [тела] душ» (Ro-lang тиб. — призраки умерших людей).
Ибо мы безусловно и абсолютно осуждаем все неквалифицированные общения с Ro-lang (призраками умерших людей). Поскольку, чем же являются те, которые возвращаются? К какому роду созданий принадлежат те, кто может по своей воле иметь общение посредством волевого воздействия или при помощи физического проявления?
Они являются нечистыми, в высшей степени греховными, душами «a-tsa-ras» (самоубийц) и тех, кто преждевременно скончался в результате несчастного случая и волен задержаться в земной атмосфере вплоть до полного истечения естественного срока своей жизни.
Никакой здравомыслящий человек, будь то лама или Chhipa (небуддист), не отважится защищать практику некромантии, которая благодаря некоторой естественной интуиции была осуждена во всех великих Дхармах (законах или религиях), а вступление с ними в связь и использование сил этих привязанных к земле душ является обыкновенной некромантией.
(Фрагмент из письма гелонга [настоятеля] Внутреннего Храма, приверженца,
Тайной Доктрины — Дхармабаспа в Тибете. Октябрь 1894 г.)[5]
Слова «тех, кто преждевременно скончался в результате несчастного случая» приобретают особый смысл, если мы вспомним, чем примечательны были (и останутся) в истории человечества годы 1918-1919, годы, непосредственно предшествовавшие сакральному для рериховцев 1920-му. Эти годы – время бушевавшей по всему миру эпидемии гриппа испанки. Умерло приблизительно 50—100 млн человек или 2,7—5,3 % населения Земли, что позволяет считать эту эпидемию одной из наиболее масштабных катастроф в истории человечества.[6] Если же мы добавим сюда 20 млн жертв Первой мировой войны, то можно предположить, что далеко не случайно последующие годы ознаменовались несколькими знаковыми контактами духов с людьми , приведшими к появлению массивов диктовочных текстов. Именно 20-е – 30-е годы 20-го века можно назвать временем зарождения массового ченнелинга.
Возвращаясь к вопросу, вынесенному в заголовок данной статьи, мы вынуждены признать, что нет практически никакой возможности точно определить, какова действительная природа той сущности, которая вступила в контакт с Рерихами в 1920 году под именем Аллал-Минг, и откуда она взялась. Но данная статья, надеемся, поможет читателям
4000
составить более точное представление о том, кем Аллал-Минг не являлся.
_____________
1. Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. – М., Сфера, 1998. – 691, 693.
2. Вальденфельс, Э.фон. Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм. – М., Новое литературное обозрение, 2015. – с.137-138.
3. Здесь и далее цитаты записей Е.И.Рерих даются по изданию: Елена Рерих. Листы дневника. Т.1.: 1920-1923. – М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009.
4. Вальденфельс, Э.фон. Николай Рерих. Искусство, власть, оккультизм. – М., Новое литературное обозрение, 2015. – с. 154.
5. http://www.myshambhala.com/obitel/comments/spiritism.htm
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Испанский_грипп