Far far away

Cупружеские отношения имеют ценность и для мужа и жены, и для подрастающих детей. Если нерешенные проблемы между родителями существенны, дети часто отражают их в своем поведении, становятся так называемыми «носителями симптома».

Behind the word mountains

Чтобы развод родителей не стал для ребенка травматичным опытом с негативными последствиями и психологической травмой с негативным влиянием на его психику, ребенку нужно помочь пережить этот период и адаптироваться к новой социальной ситуаций.

Far from the countries Vokalia

Мало какой возраст может быть столь же несносным, как подростковый. И хотя детские кризисы (тот же кризис трех лет) способны вытрясти всю душу из родителей, подростковый кризис – особый случай. Уже потому, что ребенок повзрослел и во многих областях жизни располагает недетскими возможностями.

There live the blind texts

Дети сталкиваются с проблемами при овладении различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и упорядочиванием (анализа) информации. Если вы отмечаете такие проявления у своего ребёнка, обратитесь за консультацией к специалистам центра «Август».

Аспекты критического мышления. Часть 3

Аспекты критического мышления. Часть 3Самосовершенствование и совершенствование в социальном плане являются значимыми ценностями в рамках критического мышления. Поэтому, мысля критически, приходится прилагать усилия, чтобы смотреть на себя и на других с правильной позиции. А это, в свою очередь, требует признания существования расхождений между фактами и идеалами. Справедливо мыслящий оценивает актуальность и постоянство и, следовательно, прилагает усилия для минимизации этих расхождений. Путаница в понимании, что есть факт, а что — идеал, не позволяет нам успешно достигать собственных идеалов. Критическое образование стремится выдвинуть на первый план несоответствие между фактами и идеалами, предлагая методы для минимизации расхождений между ними, давая при этом сравнительную оценку эффективности этих методов. Эта стратегия тесно связана с «развитие интеллектуальной честности намерений».

Верное размышление о мышлении: Использование критического словаря

Обязательная составляющая критического мышления — способность размышлять о мышлении, осуществлять (как это иногда называют) «метапознание». Одно из возможных определений критического мышления может звучать так: искусство размышления о вашем мышлении во время того, как вы думаете, как сделать ваше мышление лучше (более ясным, более точным, более справедливым). Оно расположено точно на уровне «размышления о мышлении»; этот уровень большинство мыслящих критически противопоставляют некритическому мышлению. Аналитический словарь на английском языке (такие термины, как «предполагать», «выводить», «делать заключение», «критерий», «точка зрения», «уместность», «проблема», «детально разработанный», «неоднозначный», «возражение», «поддержка», «предубеждение», «оправдывать», «позиция», «противоречие», «вероятность», «очевидность», «интерпретировать», «различать») позволяет нам более точно анализировать наше мышление. Правильное и продуманное использование аналитического словаря дает возможность более точно оценивать суждения (как наши собственные, так и других людей).

Выделение значимых сходств и различий

Мыслящие критически стремятся анализировать похожие вещами согласно принципу подобия, а непохожие вещи согласно принципу дифференцированности. Мыслящие же некритически часто не принимают во внимание значимых сходств и различий. Вещи, кажущиеся похожими, часто являются глубоко различными по своей природе. С другой стороны, вещи, кажущиеся различными, часто, в сущности, ничем не отличаются. Лишь доведя навыки наблюдения и рассуждения до мастерства, мы будем способны четко видеть значимые сходства и различия. Развитие данного умения повлияет на качество нашего восприятия, на способность описывать, на способность выделять категории и на способность рассуждать о вещах. Мы станем более осторожными и разборчивыми в использовании слов и фраз. Мы будем думать, прежде чем принять ту или иную аналогию или сравнение.

Мы признаем необходимость произведенных нами сравнений. Мы согласимся с тем, что цели сравнения управляют самим процессом сравнения и определяют его возможности и границы. В иерархии биологических категорий, например, в качестве принципа для классификации живых существ, применяется биологическое судейство, касающееся того, какие типы сходств и различий между видами являются биологически важными и необходимыми для понимания структуры и функционирования организма. Для зоолога, сходства, имеющиеся у китов и лошадей, представляют больший интерес, чем сходства, имеющиеся у китов и рыб. Изучение различий между китами и рыбами представляется более существенным, чем изучение различий между китами и лошадьми.

Проверка или оценивание предположений

Мы способны лучше оценить любое рассуждение или поведение, когда все элементы этого рассуждения или поведения выявлены. Мы основываем как наше рассуждение, так и наше поведение на верованиях, которые являются для нас само собой разумеющимися. Мы часто даже не осознаем эти мыслительные конструкции. Только осознав их, мы сможем их оценить. Мыслящие критически склонны к страстному поиску правды; они склонны принимать лишь наиболее обоснованные утверждения. Таким образом, они (мыслящие критически) имеют интеллектуальную храбрость находить и отклонять ложные предположения. Они понимают, что каждый человек способен выдвигать сомнительные предположения. Они стремятся подвергать сомнению (и не ограничиваются только этим) даже свои собственные заветные мысли. Они всегда рассматривают возможность альтернативы. Они принимают или отклоняют предположения, исходя из рационального рассмотрения этих предположений. Они прикрепляют к сомнительным предположениям соответствующий ярлык предварительности. Мыслящие независимо самостоятельно оценивают предположения; они не соглашаются бездумно с предположениями других людей, даже если эти предположения сделаны кем-то, кого они знают.

Различение релевантных и нерелевантных фактов

Мыслить критически значит уметь отличать уместные в данной ситуации факты от неуместных. Мыслящие критически сосредотачивают свое внимание на релевантных фактах, и не позволяют нерелевантным соображениям повлиять генерирование заключительного вывода. Кроме того, они признают, что факт может быть или только релевантным или только нерелевантным относительно рассматриваемой проблемы. Информация, уместная в одном случае, может быть неуместна в другом. Мыслящие некритически не в состоянии определить, какие факты или соображения должны быть в данной ситуации уместны, они не в состоянии понять, что кажущееся уместным, может и не быть таковым, и что, кажущееся нерелевантным, может оказаться релевантным. Способность судить о релевантности (или уместности) может быть развита только посредством практики и постоянного самосовершенствования.

Генерирование правдоподобных выводов, предсказаний или интерпретаций

Критическое мышление подразумевает способность прийти к здравым выводам, основанным на наблюдении и анализе информации. Мыслящие критически отличают то, что они наблюдают, от тех выводов, к которым они приходят. Они смотрят вглубь фактов, чтобы понять, что эти факты подразумевают. Они знают, что подразумевают те понятия, которыми они пользуются. Также, мыслящие критически отличают те случаи, где они могут только предполагать, от случаев, где они могут смело делать выводы. Мыслящие критически признают свою склонность делать выводы, основанные на их собственных эгоцентрических или общемировых социоцентрических представлениях; поэтому, они особенно осторожны в тех оценках, при вынесении которых были задействованы их интересы или желания. Помните, что каждая интерпретация основана на полученном выводе; и мы интерпретируем все ситуации, в которые попадаем.

Оценивание свидетельств и предполагаемых фактов

Мыслящие критически могут рассмотреть свое рассуждение как состоящее из обособленных частей, чтобы исследовать и оценить выделенные в нем компоненты. Мыслящие критически знают, на каких основаниях они базируют свои выводы. Они осознают, что неопределенные, неизвестные доводы не могут быть ни сообщены, ни подвергнуты критике. Они способны проницательно рассматривать уместные в данном случае доказательства или сделанные выводы. Не со всем, что выдвигается как свидетельство чего-либо, следует соглашаться. Свидетельства и утверждения по поводу фактов должны быть тщательно исследованы и оценены. Свидетельства могут быть полными или неполными, приемлемыми, сомнительными или ложными.

Распознавание противоречий

Последовательность можно назвать фундаментальным идеалом для мыслящих критически. Они стремятся избавиться от противоречий в своих верованиях, и опасаются противоречий в верованиях других. Являясь справедливо мыслящими, они стремятся судить о вещи адекватно. Возможно, наиболее труднодостижимая форма последовательности — это соответствие между словом и делом. Проблема двойных стандартов (направлены на достижение корыстных целей) — одна из наиболее часто встречающихся в человеческой жизни. Дети, в некотором смысле, подозревают о важности принципа последовательности («Почему я не могу делать того же, что и они?»).

Они испуганы двойными стандартами; хотя, они всё же получают некоторую помощь, призванную обеспечить понимание ими этих стандартов и возможность взаимодействия с ними.

Мыслящие критически способны точно определять, когда аргументы или взгляды противоречат друг другу, отличая при этом противоречивые конструкции от потенциально совместимых верований; при данном анализе особое внимание уделяется конфликтующим взглядам.

Анализ посылок и следствий

Мыслящие критически способны рассматривать утверждения, узнавать их значения (например, если X истинен, то Y тоже должен быть истинен) и развивать более полное, целостное понимание их смысла. Они понимают, что, чтобы принять утверждение, необходимо также принять и его следствия. Они способны подробно исследовать (explore) как посылки, так и вытекающие из них следствия. Рассматривая верования, которые имеют отношение к действиям (поступкам) или линии поведения, мыслящие критически оценивают последствия действий на основе этих верований.

Отрывок из книги
Р. У. Поль «Критическое мышление», 1990 год