При упоминании о мумиях воображение рисует массу стандартных образов: завернутые в ткань тела фараонов древнего Египта, посмертная маска Тутанхамона или жуткая мумия Андского ребенка. Во всех этих случаях процесс мумификации происходил после смерти. Но секта буддистских монахов в Японии занималась превращением собственных тел в мумию еще при жизни, стремясь стать сокушинбутсу — «Буддами во плоти».
1. Зачем кому-то делать подобное
С одной стороны, самомумификация внушает ужас, и тяжело представь, что кто-то хотел бы заняться подобным. Первым человеком, который стремился стать живой мумией, был Кукай, позже известный как Кобо Дайси. Кукай был буддийским священником, который жил более 1000 лет назад в Японии. В течение своей жизни он основал буддийскую школу Сингон ( «истинные слова»). Кукай и его последователи были убеждены в том, что духовная сила и просветление могут быть достигнуты путем самоотречения и аскетического образа жизни.
Монахи Сингон зачастую сидели в течение нескольких часов под ледяным водопадом, игнорируя все неудобства. Вдохновленный китайскими тантрическими практиками, Кукай решил довести свой аскетический образ жизни до крайности. Его цель состояла в том, чтобы выйти за ограничения физического мира и стать сокушинбутсу. Для достижения этой цели Кукай принял определенные меры, которые превратили его тело в мумию, пока он был еще живым.
2. Первый этап — 1000 дней
Процесс превращения себя в мумию долгий и изнурительный. Есть три стадии, каждая из которых длится 1000 дней, которые в конечном итоге приводят к тому, что человек становится мумией. В течение этих примерно девяти лет монах жив в течение большей части времени. После того, как монах решает попытаться самостоятельно мумифицироваться, он начинает первую стадию. Монах полностью меняет свою диету, не ест ничего, кроме орехов, семян, плодов и ягод.
Эта ограниченная диета сочетается со строгим графиком физической активности. В течение первых 1000 дней из тела монаха быстро уходят жиры. Также нужно отметить, что для мумификация нужно минимальное наличие влаги, но человеческий жир имеет высокое содержание воды, что вызывает более быстрое разложение после смерти.
Трупы с большим количеством жира в организме также сохраняют тепло в течение более длительного времени. Тепло приводит к улучшению воспроизводства бактерий, которые способствуют разложению. Потеря монахом жиров является первым шагом в его борьбе с разложением тела после смерти.
3. Следующие 1000 дней
Следующий этап характеризуется еще более ограниченной диетой. В течение следующих 1000 дней монах ест только кору и корни в постепенно уменьшающихся количествах. Физическая активность сменяется долгими часами медитации. В результате, монах теряет еще больше жира и мышечной ткани. Эти усилия, в ходе которых человек становится изможденным, в конечном счете приводят к тому, что тело не разлагается после смерти. Одними из основных факторов, которые приводят к разложению тела, являются бактерии и насекомые.
После смерти бактерии в организме начинают разрушать клетки и органы. В то время как эти бактерии заставляют тело распадаться изнутри, мягкие и жировые ткани мертвого тела — идеальная среда для мух и других насекомых, которые откладывают в них яйца. После того, как вылупляются личинки, они питаются гниющей плотью, смешанной с жиром. В конце процесса все мягкие ткани полностью исчезают, оставляя только кости и зубы. А экстремальная диета монахов приводит к тому, что насекомым нечем питаться.
4. Сильная рвота
Вторые 1000 дней аскетизма приводят к тому, что тело монаха становится истощенным. Когда количество жира в теле сокращается до минимума, постоянные медитации и почти полное отсутствие физической активности приводит к потере мышечной ткани. Но этого мало и жесткая диета продолжается дальше. Во время заключительного этапа по превращению в сокушинбутсу, монах пьет чай, сделанный из сока дерева уруши или лакового дерева.
Как правило, этот сок используется в качестве лака для мебели и он очень токсичен. Употребление чая уруши быстро приводит к сильнейшей рвоте, потливости и мочеиспусканию. Это обезвоживает тело монаха и создает идеальные условия для мумификации. Кроме того, яд из дерева уруши накапливается в теле монаха, убивая личинок и насекомых, которые могут попытаться поселиться в теле после смерти.
5. Погребение заживо
После 2000 дней мучительного голодания, медитации и употребления яда, монах готов покинуть эту плоскость существования. Второй этап сокушинбутсу заканчивается тем, что монах забирается в каменную гробницу. Она настолько мала, что он едва может в ней сидеть, стоять или даже просто повернуться монах не может. После того, как монах принимает позу лотоса, его помощники закрывают эту могилу, буквально похоронив его заживо.
Только небольшая бамбуковая трубка, по которой поступает воздух, соединяет могилу с внешним миром. Каждый день монах звонит в колокольчик, чтобы его помощники знали, что он все еще жив. Когда помощники больше не слышат звука колокольчика, они вытягивают бамбуковую трубку из гроба и полностью запечатывают его, оставляя монаха в помещении, которое становится его могилой.
6. Последние 1000 дней
Запечатанную могилу оставляют в покое, а тело внутри нее превращается в мумию. Низкое содержание жира и мышечной ткани препятствует гниению тела. Это усугубляется дегидратацией организма и высоким количеством яда уруши. Тело монаха высыхает и медленно мумифицируется. Через 1000 дней могилу открывают, а мумифицированного монаха извлекают из нее. Его останки возвращают в храм и им поклоняются как сокушинбутсу или живому Будде. За мумией монаха ухаживают и каждые несколько лет меняют ей одежду.
7. Есть высокий шанс неудачи
С тех пор, как 1000 лет назад Кукай провел процесс самостоятельной мумификации, считается, что сотни монахов попытались стать живыми мумиями. Но в истории остались примерно два десятка успешных примеров. Стать Буддой во плоти очень тяжело. В течение более пяти лет человек, стремящийся стать сокушинбутсу, почти ничего не ест, у него отсутствует физическая активность и он медитирует долгими часами каждый день.
Немногие люди имеют самообладание и силу воли, чтобы добровольно подвергаться таким страданиям в течение 2000 дней. Многие монахи бросили это занятие на полпути. И даже если они действительно успешно справились с аскетическим образом жизни, по-прежнему существует высокая вероятность того, что их тела не превратились в мумии после смерти.
Влажный климат и высокое содержание солей в почве Японии — плохие условия для мумификации. Несмотря на все усилия, тело монаха может разлагаться внутри его гробницы. В этом случае, монах не будет считаться живым Буддой, а его останки просто перезахоронят. Тем не менее, его будут очень уважать за выносливость.
8. Нарушение законов
Самомумификация практиковалась в Японии с 11 века до 19 века. В 1877 году император Мэйдзи решил положить конец этой форме самоубийства. Был издан новый закон, который запрещал вскрывать могилы тех, кто попытался стать сокушинбутсу.
Насколько известно, последним сокушинбутсу стал Тецурюкай, который был запечатан в своей могиле в 1878 году. После того, как закончились последние 1000 дней, у его последователей возникли проблемы: они хотели вскрыть могилу и посмотреть, превратился ли Тецурюкай в сокушинбутсу, но в тюрьму не хотелось никому.
Пробравшись в могилу, они обнаружили, что Тецурюкай превратился в мумию. Чтобы разместить тело тело своего нового Будды в храме, но избежать при этом судебного преследования, последователи Тецурюкая изменили его дату смерти на 1862 год, когда закона еще не было. Мумию Тецурюкая и сегодня можно увидеть в храме Нангаку.
9. Естественная самомумификация
Хотя многие монахи пытались стать сокушинбутсу после Кукая, получилось это сделать только двум десяткам людей. Некоторых из этих мумифицированных монахов можно увидеть в буддийских храмах Японии и они почитаемы буддистами и по сей день. Самым известным сокушинбутсу, вероятно, является монах Шинниокай-Шонин, остатки которого можно найти в храме Дайнити-Бу на горе Дзюдоно.
Шинниокай начал мечтать о том, чтобы стать сокушинбутсу еще в 20 лет и уже тогда ограничивал свою диету. Но его мечта не исполнилась до 1784 года, когда монаху было 96 лет. В то время на Хонсю бушевал голод, от голода и болезней умирали сотни тысяч людей.
Шинниокай был убежден, что Будде нужен знак сострадания, чтобы положить конец голоду. Он вырыл могилу на холме возле храма и самоизолировался внутри, выведя наружу только тонкую бамбуковую трубку, чтобы дышать.Три года спустя могила была вскрыта и в ней обнаружились полностью мумифицированные останки монаха. Было ли это связано с Шинниокаем, неизвестно, но в 1787 году голод прекратился.
10. Последняя буддийская мумия
В январе 2015 года нашли еще одного сокушинбутсу. На этот раз, мумифицированный монах был из Монголии. Его обнаружила полиция, когда мумию выставили на черный рынок для продажи. Останки монаха были конфискованы и доставлены в Национальный центр судебно-медицинской экспертизы в Улан-Баторе.
Как и его японские коллеги, монгольский монах сидит в позе лотоса. Он по-прежнему выглядит, как будто пребывал в глубокой медитации и не заметил, когда умер.
На самом деле, некоторые буддисты считают, что монах вовсе не умер, а находится в медитативном состоянии на своем пути становления Буддой. Тем не менее, ученые убеждены в том, что монах мертв уже в течение 200 лет.
Источник:
Культурология