Far far away

Cупружеские отношения имеют ценность и для мужа и жены, и для подрастающих детей. Если нерешенные проблемы между родителями существенны, дети часто отражают их в своем поведении, становятся так называемыми «носителями симптома».

Behind the word mountains

Чтобы развод родителей не стал для ребенка травматичным опытом с негативными последствиями и психологической травмой с негативным влиянием на его психику, ребенку нужно помочь пережить этот период и адаптироваться к новой социальной ситуаций.

Far from the countries Vokalia

Мало какой возраст может быть столь же несносным, как подростковый. И хотя детские кризисы (тот же кризис трех лет) способны вытрясти всю душу из родителей, подростковый кризис – особый случай. Уже потому, что ребенок повзрослел и во многих областях жизни располагает недетскими возможностями.

There live the blind texts

Дети сталкиваются с проблемами при овладении различными навыками: чтением, письмом, счётом, пониманием математических задач, запоминанием и упорядочиванием (анализа) информации. Если вы отмечаете такие проявления у своего ребёнка, обратитесь за консультацией к специалистам центра «Август».

Как работать с проблемами? Записки практикующего психолога

«Альпинист борется не с горой. Он борется с самим собой».
Эдмунд Хиллари,
первооткрыватель Эвереста.

Как работать с проблемами? Записки практикующего психологаС субъективной точки зрения, проблема – это то, что вызывает у человека психологический дискомфорт. Под проблемой ниже понимается хроническая проблема, т. е. набор однотипных обстоятельств и событий, в течение длительного времени (5 лет и более) регулярно возникающих в жизни человека и так или иначе его беспокоящих.

Центральные и фоновые проблемы человека

Проблемы можно разделить на две обширные, но сильно отличающиеся друг от друга группы: центральные и фоновые.

Центральная проблема – это та, которая актуализируясь, привлекает основное внимание человека, и тогда он, сильно психологически напрягаясь при этом, ею вплотную занимается, пока не находит ее хотя бы временное решение. При этом решить эту проблему раз и навсегда почему-то не получается.

Фоновая проблема – это нечто совсем другое. Что такое фоновая проблема? Это проблема, которая не представляется вам значительной, не выходит на первый план, но почему-то она с регулярным постоянством и завидным упрямством возникает вновь и вновь, вызывая различные негативные чувства: усталость, утомление, раздражение, досаду. Чаще всего у вас нет времени ею заниматься, и вы вытесняете ее.

Имейте в виду: многие темы и проблемы, относящиеся к миссии человека, имеют фоновый характер.

Любая хроническая проблема (как центральная, так и фоновая) отличается тем, что когда она в очередной раз активизируется и вас «достает», вы пытаетесь ее разрешить, но почему-то у вас это по разным причинам не получается.

Иногда вам кажется, что вы недостаточно последовательны (дисциплина, которая у вас есть в других сферах, в этой почему-то не срабатывает), или вы пытаетесь разрешить проблему негодными инструментами (а годные не попадают вам в руки, хотя для решения других проблем вы умеете найти нужные инструменты и методы). Эта ситуация известна психологам со времен З. Фрейда. Отец психоанализа называл ее расплывчатым термином «сопротивление» и относил к ситуациям, когда его клиенты почему-то сопротивлялись лечению.

На языке современной психологии мы скажем, что у человека есть субличность (явная или теневая), которая сопротивляется решению этой проблемы, – но только это половина картины. Вторая же половина, не менее важная, заключается в том, что есть другая субличность, которая оформляет и предъявляет вам определенные ваши жизненные обстоятельства как проблему. И это очень важно понимать.

Ведь далеко не все в окружающем вас мире совершенно, но отнюдь не все вырастает до размеров проблемы, центральной или фоновой. А если оно вырастает, значит, есть какая-то субличность, которая чем-то в вас или в вашей жизни недовольна и обладает определенным потенциалом для озвучивания своего недовольства. Этот потенциал может быть недостаточным, чтобы эти обстоятельства исправить, но достаточен, чтобы оформить их как проблему (кривизна ног, морщина на переносице, отсутствие возможности ездить за границу, необходимость лгать, приспосабливаться к какому-либо родственнику и др.) Для того чтобы такую проблему решить или честно ее вытеснить и никогда к ней не возвращаться, бывает необходимо провести большую работу: например, вычленить и подробно изучить обе эти субличности: субличность, «создающую» проблему, и субличность, противящуюся ее решению – и достичь между ними разумного компромисса, либо заставить их (возможно, с помощью других субличностей) изменить их взгляды на эту проблему.

Как работать с проблемами? Записки практикующего психолога

Сенситивное «я» и резистентное «я»

Тело проблемы – это регулярно возникающие однотипные обстоятельства и события, тем или иным образом напрягающие (пугающие, огорчающие, , вызывающие гнев или неприятие, раздражающие) часть психики человека. Эта пугающаяся (напрягающаяся) часть психики далее называется сенситивным «я» проблемы.

Цель (желание) сенситивного «я» – искоренение тела проблемы.

Резистентное «я» проблемы – это та часть психики, которая иначе смотрит на тело проблемы, не воспринимая соответствующие обстоятельства и события как отчетливо нежелательные, либо даже воспринимает их как положительные и необходимые, и в любом случае борется за то, чтобы тело проблемы оставалось в жизни человека.
Иногда резистентное «я» – это просто инертное «я» человека – субличность, которая противится любым изменениям в его жизни. Но во многих случаях резистентное «я» гораздо более специфично и преследует иные, более конкретные цели.

Примеры:
Хроническая проблема: постоянное физическое недомогание.
Сенситивное «я» проблемы – Соматическое «я» (субличность, которая отвечает за физическое тело человека и его самочувствие).
Резистентное «я» проблемы – Ленивое «я».

Хроническая проблема: постоянная ограниченность в жилищных условиях.
Сенситивное «я» – Бонвиван.
Резистентное «я» – Аскет.

Проблема: излишний вес.
Сенситивное «я» – Эстетическое «я».
Резистентное «я» – Доминирующее «я».

Имейте в виду, что у других людей данные проблемы могут иметь совершенно иные сенситивное и резистентное «я», не такие, как в приведенных примерах.

Цепочки напряженных обстоятельств

У человека может быть три типа отношения к цепочке однотипных напряженных обстоятельств, возникающих в его жизни:
А) Нет проблемы. В этом случае каждое обстоятельство данной цепочки человек адекватно отрабатывает, психологически особо не напрягаясь, считая это нормальной частью своей жизни.
Б) Центральная проблема: данная цепочка является телом его центральной проблемы.
В) Фоновая проблема: данная цепочка является телом его фоновой проблемы

Пример 1. Грубый ребенок.
У матери может быть очень невоспитанный ребенок, грубящий как ей, так и членам семьи и гостям, а также учителям. м. На это ей могут указывать друзья, директор школы и др. Мать может реагировать подобные заявления и упреки тремя способами.
А) Нет проблемы.
В этом случает мама, например, может полагать, что у ее чада творческий характер или просто такой период счастливого детства, когда ему все разрешается, и это правильно, а с возрастом, дескать, само израстет. Таким образом, для данной матери дурной характер ребенка проблемой не является.
Б) Центральная проблема.
Каждая грубость ребенка сильно задевает мать, и она не может не реагировать: устраивает ему неприятное ей самой наказание, выволочку, требуя искупления, и все это ей психически дорого стоит, но ребенок кается, вроде «все понимает» и на время усмиряется – а потом все заново.
В) Фоновая проблема.
Грубость ребенка слегка огорчает мать, и она понимает, что в принципе это нехорошо, но не эта проблема с ребенком для нее – основная: есть множество других, которые данную вытесняют. Она пытается время от времени поговорить с ребенком по душам, объясняя ему правила вежливости, но эти разговоры не приносят особых результатов, хотя на время ее успокаивают.

Пример 2. Больные зубы.
А) Нет проблемы.
Вариант 1. Человек идет к зубному врачу, когда у него возникает боль или откалывается кусок зуба и ставит пломбу, протез, имплант, изыскивая, без психологического напряжения, на это необходимое время и деньги.
Вариант 2. Человек, не задумываясь, идет к зубному, когда не помогают болеутоляющие, которые он пьет в случае зубной боли. Дантист чаще всего удаляет ему уже безнадежно сгнивший зуб, после чего человек живет дальше, жуя, чем осталось и не задумываясь на эту тему.
Б) Центральная проблема.
Время от времени у человека возникают во рту неприятности с зубами, и тогда его жизнь во многом останавливается, и множество психических и материальных ресурсов бросается на лечение. При этом возникает куча проблем, которые человек тяжело психологически переживает (страх боли, поиск надежного врача, выбор типа лечения с учетом его стоимости, которая для человека слишком высока и приходится чем-то существенным), но все же в обозримое время человек все это решает и на некоторое время про свои зубы забывает.
В) Фоновая проблема.
У человека время от времени, а может быть и постоянно слегка болят зубы или их частичное отсутствие мешает ему нормально жевать и демонстрировать голливудскую улыбку. Это ему отчасти досаждает, но не в такой степени, чтобы собрать необходимые (немаленькие) ресурсы и решить проблему. Если он иногда и ходит к зубному, то ограничивается «текущим ремонтом».

Упражнение 1.
Опираясь на свой жизненный опыт, приведите примеры напряженных цепочек жизненных обстоятельств и варианты А, Б, В реакции на них человека

Как работать с проблемами? Записки практикующего психолога

Решение хронической проблемы

Иногда нужны дополнительные меры и тонкие техники, чтобы проблему разрешить до конца. Чтобы разрешить атманическую проблему, иногда нужно десять лет, а иногда и двадцать. Но оно того стоит. К числу таких проблем (они часто бывают фоновыми) можно отнести: недовольство собой, недовольство близкими людьми или отношениями с ним, недовольство своими жизненными обстоятельствами. Не нужно думать, что такие фоновые проблемы безобидны. У медиков есть мнение, что серьезные болезни в большинстве случаев демонстрируют свои яркие симптомы человеку через 20 лет после их начала. Можно предположить, что эти 20 лет, хотя и были бессимптомными с точки зрения медицины, проявлялись как фоновые проблемы, возможно, с телом никак не связанные.

Дальше я предлагаю заняться вместе с вами вашими фоновыми долгоиграющими проблемами (возраст 10 лет и более). Это – основа атманической проблемологии. Пишите про ваши фоновые проблемы. К их числу могут относиться следующие:

  • хронические болезни;
  • проблемы с лишним весом;
  • затяжные конфликты с родственниками (вариант: друзьями, властями);
  • проблемы с питанием (еда, которую вы едите, отличается от той, которую вы бы хотели есть или вам никогда не удается наесться досыта, сколько бы вы ни ели);
  • хроническая усталость;
  • отсутствие энтузиазма;
  • неприятные разногласия и конфликты с детьми, в том числе выросшими;
  • отсутствие семьи и детей у женщин после 30 лет (если это для вас проблема);
  • что вам не нравится в себе: недостаточное развитие в вас определенных качеств характера, недисциплинированность, непоследовательность, пустые мечты и сожаления о далеком прошлом, теперь уже совершенно бессмысленно отнимающие у вас много душевных сил;
  • отсутствие друзей, на которых вы бы могли положиться;
  • регулярные проблемы с финансами, решаемые неприятным латанием дыр;
  • дурные привычки (курение, алкоголизм, обжорство, эмоциональная неуравновешенность в ситуациях, где это недопустимо, жадность, ревность) – те, которые вы сами в себе не одобряете;
  • ограниченность в жилищных условиях;
  • неудовлетворенность кругом друзей и знакомых
  • и др.


Упражнение 2.
Найдите у себя одну центральную хроническую проблему и одну фоновую хроническую проблему (срок существования не менее 5 лет). И попытайтесь описать для каждой их них ее тело, ее сенситивное «я» и резистентное «я».

Подробнее о субличностях вы можете почитать
в книге А. Подводного «Человек Многоликий»